Источник: «Вологодская неделя» № 14, 13-20.04.2000 г. ШАНТАЖ ЗАКОНОМ Что бы вы сказали, дорогие вологжане, если б услышали, что на Красной площади решили построить мечеть с минаретом? Наверное, подумали бы, что это дурной сон. Неужели возможно такое? В Москве, конечно, нет, а в Вологде... Давно развеян вымысел, что в Вологде некогда была мечеть, и что мусульмане у нас обитают с незапамятных времен. Все оказалось, мягко говоря, выдумкой, сочинением на заданную тему. Мечети не было - был молитвенный дом, мусульманская религиозная община ненадолго появилась в начале XX века и вскоре ее не стало (а православные населяют край более 800 лет). Таковы факты. А вот гражданину А. Мустафину вынь да положь мечеть в Вологде. Закон не запрещает, стройте. Но ему мечеть с минаретом надо водрузить непременно в зоне исторической застройки, за рекой. При этом нарушается исторически сложившаяся архитектурная среда Вологды. Спрашивается, а нам, вологжанам, это нужно? Да нас никто и не спрашивает. Приезжают в наш православный город люди, регистрируют общину и начинают диктовать свою волю, шантажируют тем, что есть, дескать, закон «О свободе совести и религиозных объединениях», так извольте его уважать, а не то подадим на вас в суд за разжигание межнациональной розни, а кто с нами не согласен, тот ее и разжигает... Однако, кроме Закона «О свободе совести», есть и другие законы, которые мы обязаны исполнять. Например, Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», из коего следует, что в зонах исторической застройки запрещено любое строительство без согласования с органами охраны памятников и архитектуры. Разрешения на возведение минарета не было, но наши борцы за свободу совести начали строить самовольно. Ввиду незаконности строительства, его удалось остановить, последовало предписание разобрать построенное. Вот тут-то и поднялся вопль о разжигании вражды, о шовинизме, о травле мусульман. Сотни лет мы жили в мире со всеми, кто приезжал в наш город. И по сей день вологодский край - один из самых спокойных уголков России, где нет межнациональных конфликтов, потому что вологжане миролюбивы, покладисты, доброжелательны. Давайте жить по законам и уважать друг друга. Роберт Балакшин
|
Источник: «Красный Север» («Зеркало»), № 77 (24090) 28.04.99 г. НУЖНА ЛИ ВОЛОГДЕ ЧАЛМА? Недавно услышал я, что в центре Вологды собираются строить мечеть. И задумался. Надо ли это делать? Скажу сразу: я - человек нецерковный. В храме бываю раз в год, и то не каждый: нынче вот и на Пасху не выбрался. И хотя я, в общем-то, ощущаю себя православным, сознаю: этого чувства мало, чтобы им быть. Так что мои возражения против мечети в центре города - скорее не религиозного характера. Я не от лица Церкви выступаю, не от лица какой-то общины - то, что я пишу, только мое мнение. Город наш - так уж сложилось - почти единственный в России, где сохранилось многое от облика древнего русского города. А прежде, сами понимаете, ни мечетей, ни минаретов не было. Неужели мало нам «зубов» и «белых домов», что уродуют древнюю Вологду? Зачем искажать то, что составляет, я уверен, самое лучшее из того, что нам досталось от предков? То бьемся за какую-то полуразваленную «деревяшку», сносить не даем, а то вдруг станем возводить гораздо более чуждую древней архитектуре постройку? И потом - для кого мечеть? Я всю жизнь прожил в Вологде и ни разу не видел молящегося мусульманина. И не знаю никого, кто исповедовал бы ислам. Кто будет совершать намаз (так это, кажется, называется) в центре Вологды? Сколько в наших русских северных краях постоянно живет поклонников ислама? Я не зря все время говорю о центре: речь-то, как я слышал, о том, чтобы поставить мечеть именно здесь. Ну пусть и не рядом с Софией, но в обозримом, что называется, пространстве. Я против такого вторжения. Ведь мечеть рядом с храмами православными (а в центре, куда ее ни поставь, она везде будет рядом) - это, по-моему, будет даже не градостроительной ошибкой, а попыткой навязать нам, вологжанам, чужой образ жизни, мышления, веру чужую. Вспомним Боснию, Косово - там ведь тоже начиналось с простого соседства. Не хочу сказать, что мечеть - это призыв к истреблению немусульман; я верю, что ислам (как и всякая вера) говорит о братском отношении людей друг к другу. Но - давайте поубережемся. Мало ли хулиганов... Интересно было бы узнать, была ли когда-нибудь в Вологде мечеть - и где. И каковы исторические корни мусульманской общины. Может, редакция поинтересуется? Предчувствую вопрос: раз ничего еще точно не известно, зачем «гоню волну» (так мой сын-школьник говорит, когда я начинаю о чем-то излишне активно, по его мнению, беспокоиться)? Да потому и пишу, что пока еще слухи только, пока колышек не вбит. Потом-то поздно будет. Михаил Погодин
Источник: «Премьер», 09.02.2000 г. 30 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ ПРАВОСЛАВИЯ Недавно в Вологде произошло событие, которое давно ждали местные мусульмане. На улице Горького, в доме № 5, заложили фундамент будущего 30-метрового минарета. Все началось несколько лет назад, когда татарская община" Якташ" и общество мусульман Вологды купили в Заречье двухэтажный особняк. В нем обосновались духовная школа, редакция газеты "Иман" и молельная комната. Мусульмане заказали молодому архитектору Александру Борисовскому проект реконструкции дома в мечеть. Кстати, эта работа вологжанина победила во Всероссийском конкурсе. Правда, идею строительства нехристианского культового учреждения без восторга встретили православные поборники старины. Некоторые местные чиновники посчитали, что 30- метровый минарет будет довлеть над деревянным Заречьем и даже колокольней Софийского собора. Да и призывы с минарета муллы не внесут колорита в жизнь этой части города. Назревал конфликт... По слухам, его удалось погасить только после вмешательства президента Татарстана Мантимира Шаймиева, администрации президента Казахстана и Министерства культуры РФ. В основании вологодского минарета был замурован ящик из нержавеющей стали. Мусульмане поместили в него письмо потомкам, в котором обрисовывается значимость появления минарета, отмечены заслуги правящего губернатора в мировое дело свободы вероисповедания. Также в ящик зачем-то положили книги вологодских писателей Роберта Балакшина и Василия Белова, краеведческие энциклопедии и справочники, а также живописную работу известного вологодского художника Владимира Кордюкова. Интересно, что на официальное открытие мечети вологодские мусульмане уже пригласили председателя совета муфтиев шейха Равиля Гайнуддина, президентов Татарстана и Башкортостана, руководителя нефтяной компании "Лукойл" Вагиза Алекперова, одного персидского шаха и арабского шейха с женами. Алина Петровская
|
Источник: «Красный Север» («Зеркало») № 103 02.06.99 г. МУЭДЗИНУ КОЛОКОЛОВ НЕ ЗАГЛУШИТЬ Непонятные дела творятся с недавних пор в нашем богоспасаемом граде. Какие-то люди, странно понимающие чувство исторической справедливости, мечтают найти в Вологде могилу некогда сосланного сюда татарского царевича, дабы воздвигнуть на останках страдальца мусульманскую мечеть. Что ж, давайте и мы вспомним историю, как древнюю, так и новейшую. В средневековых хрониках нередки сообщения, что после удачного сражения тот или иной шах, эмир или султан ознаменовывал свою победу сооружением пирамиды из отрубленных вражеских голов. Обычай этот послужил сюжетом известной картины В.Верещагина. Пирамиды эти сооружались, конечно, не из любви к памятникам египетского зодчества. Большинство турецких солдат времен войны 1877-1878 гг. о пирамидах понятия не имели, однако исправно отрезали головы у павших на поле боя русских солдат и офицеров, а также уродовали их тела, вспарывали животы и т.п. Подобные жуткие примеры современного варварства мы имели несчастье видеть на недавней чеченской воине. Причина этих зверств коренится не в какой-то природной жестокости восточных народов. Просто, согласно верованиям мусульман, обезображенный труп препятствует попаданию человека в рай. Другие исторические примеры. После победы над сербами на Косовом поле в 1389 г. султан Баязет предложил пленному сербскому царю Лазарю купить жизнь ценой перехода в ислам. Царь отказался, свистнула сабля, и голова святого мученика скатилась на землю. В 1622 г. шах Аббас повелел удавить грузинского царя Луарсаба, стойко отвергшего попытки склонить его к измене Христу. В XIX веке Ф.М. Достоевский поведал читателям о русском солдате Фоме Данилове, схваченном мусульманами и умершем, несмотря на пытки, христианином. И вот в наши дни узнаем о молодом солдате, которого правоверные чеченцы тщетно пытались принудить перейти в их веру. Последним аргументом, как и века назад, оставался кинжал. Солдат погиб в муках, но не уступил. Однако есть такие, что не устояли, сломались. Вчера солдат был Николаем, а сегодня стал Абдуллой, вчера был Иван, а нынче - Махмуд. Что же бывает с ними? Быть может, они возвращаются на свою бывшую родину в новом качестве с проповедью любви и добра, ведь нам внушают, что ислам - это религия мира? Увы, людей этих готовят в специальных лагерях по программе воина-диверсанта и посылают в Россию совершать теракты, подкладывать мины, похищать людей. Кстати, о похищениях. Когда царь Иван IV в 1552 г. взял штурмом Казань, толпы освобожденных им русских людей с плачем взывали к нему: «Из ада ты избавил нас!» Многие из них пребывали в рабстве, где их содержали хуже скота, по десять, двадцать и даже сорок лет, а сколько тысяч их погибло от подневольного труда, побоев и унижений... В их числе были и наши земляки, летописи сохранили свидетельства о набегах казанских татар на наши края. Почему бы не вспомнить об этих людях «археологам», ищущим в Вологде могилу татарского царевича? Спрашивается, что же приводило верных воинов пророка под стены Великого Устюга, Вологды, других русских городов? Что приводило орды крымских татар, сеявших вокруг страдания и смерть, под стены белокаменной Москвы? Может быть, неутолимое желание перенять у местных крестьян культуру земледелия, а у ремесленников - секреты их мастерства, чтобы жить производительным, праведным трудом, как заповедал Господь? Что нынче приводит чеченских боевиков в станицы Ставрополья, Краснодарского края, да, в конце концов, в ту же Москву? Стремление укрепить узы братства с казаками станиц и страсть к посещению столичных театров и музеев? Меняются времена, но сущность остается прежней. Джигиты сменили коней на краденые автомобили, вооружены они не луками и кремневыми ружьями, а пистолетами и автоматами, оснащены сотовыми телефонами и прочей очень удобной для разбойного промысла техникой, которая их предкам и не снилась, но только ослабла государственная власть в России, как снова началось все то же: насилие над верой, надругательства над телами и похищения, похищения людей. Женщин и детей, юношей и мужчин. Кого для выкупа, кого для рабства, кого для продажи в публичные дома и гаремы. Верх кощунства - воруют священников. Совершается не просто разбой, идет война против веры отцов наших, против народного славянского духа. Во всем прослеживается религиозная подоплека. Зачем, захватив в плен милиционеров, их укладывают на земле в форме креста, а затем злодейски умерщвляют? А вырезанные кресты на телах погибших воинов, а распятые солдаты? Русский народ отзывчив, терпелив и доброжелателен. Мы не исповедуем национальную, религиозную нетерпимость, но какую цель преследует строительство в Вологде мечети, которой у нас от века не бывало? Сейчас по всему миру идет натиск воинствующего исламского фундаментализма. Его приверженцы несут нам не утонченную сладость газелей Навои и Хафиза, не стихи Саади и Фирдоуси, не мудрость Авиценны и Улугбека, они несут нам «поэзию» иного сорта, от которой преждевременно седеют матери и неутешно рыдают вдовы, а в позорном рабстве влачат свои дни мужчины и обесчещенные девушки. Наша область одна из немногих в России, где нет национальных конфликтов, для них здесь нет почвы. Не создаст ли сооружение мечети очаг национальной напряженности? Не полетят ли завтра на Вологду ракеты и бомбы НАТО в защиту «угнетаемого» мусульманского меньшинства, как летят они сейчас на головы православных сербов, наших единоверцев? В соседнем Ярославле сумели отклонить подобные притязания мусульманской общины. Мне думается, не меньше для этого оснований есть и у нас. Заглушит ли на утренней заре призыв муэдзина с минарета звон православных колоколов, затмит ли сабля мусульманского полумесяца добропобедный православный крест - решать всем нам, вологжане. Роберт Балакшин
Источник: «Вологодские Новости» № 31 (1077), 5-11.08.1999 г. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВСЕХ КОНФЕССИЙ, В БОРЬБЕ ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! Имам хатыб вологодской мусульманской мечети Наиль хазрат Мустафа решил всерьез взяться за написание богословских трактатов. В конце июля при поддержке мусульманской общины города увидела свет его первая книга «Ислам - религия истины». Издание помимо трудов автора содержит также переводы речей и статей зарубежных исламоведов. Часть тиража отправлена на реализацию в Московскую соборную мечеть, Казань и Духовное управление мусульман Европейской России. В книге автор выразил благодарность губернатору и главе Вологды «за содействие и помощь в становлении мечети и доброжелательное отношение к верующим». На наш вопрос, в чем именно заключается помощь, он ответил: «В том, что не выступают против строительства». В планах имама написание «Мусульманского молитвенника» и комментария к «Корану». Кстати, правоверные мусульмане Вологды обратились с письмом к владыке Вологодскому и Великоустюжскому Максимилиану и католическому епископу отцу Томашу с предложением объединить межконфессиональные усилия в деле защиты нравственности и борьбы с упадком общественной морали. Поборники учения пророка Мухаммеда намерены обратиться к областным и городским властям с предложением запретить публикацию в газетах рекламы досуговых фирм и объявлений об оказании секс-услуг. К. Лобов
Источник: «Вологодские Новости», 1-7 декабря 2000 г. САУДОВСКИЙ ПРИНЦ ПРИЕДЕТ К НАМ С ТРЕМЯ ЖЕНЫ В минувший понедельник строительная комиссия подписала акт приемки в эксплуатацию здания Вологодской мусульманской мечети. Примечательно, что это событие совпало с началом священного для всех мусульман месяца Рамадан. В связи с этим мусульманская община перенесла торжества по случаю окончания постройки культового здания на 27 декабря - праздник Ураза-байрам (окончание поста). Ожидается, что на открытие мечети в наш город прибудет более 40 высокопоставленных лиц, включая председателя совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина, председателя фракции «Рефах» Госдумы РФ Абдул-Вахеда Ниязова, муфтиев Татарстана, Поволжья, Кавказа, Сибири, Башкортостана, представителей татарских национальных общин Московской области. В числе приглашенных фигурируют также губернатор области В.Е. Позгалев и глава Вологды А.С. Якуничев, епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, настоятель католической общины города отец Томаш (Клянь). Свое согласие на приезд дали первый секретарь посольства Исламской Республики Иран и посол Саудовской Аравии. Собирается к нам пожаловать и сын короля Саудовской Аравии принц Сауд с тремя любимыми женами. 38-летний отпрыск королевской семьи владеет 30 процентами нефтяных скважин Аравийского полуострова и по праву считается одним из богатейших людей мира. Узнав о том, что Вологда находится на одном меридиане со священным для всех мусульман городом Мекка, Сауд решил предложить властям проект строительства в городе нефтеперерабатывающего завода. В день открытия мечети на ее стене установят мраморную табличку с именами основателей и строителей святыни. После перерезания ленточки гости поднимутся на площадку минарета, где ими будет прочитана коллективная молитва к Аллаху. Затем всех пригласят на торжественный ужин. Приготовлением мясных и рыбных блюд займутся лучшие повара столичного ресторана «Татарстан». В честь гостей зарежут 20 барашков. Не исключено, что на следующий день представительная делегация вылетит в Великий Устюг в гости к Деду Морозу. Е. Стариков
|
|
|
|