Индустрия «Халяль» в России: прошлое, настоящее, будущее Мусульмане России, живя в основном в сельской местности, в прежние времена употребляли продукты питания, происхождение и способ приготовления которых им были хорошо известны. Урбанизация затруднила мусульманам, проживающим в городах, доступ к продуктам, которые разрешены канонами ислама. В конце прошлого столетия были попытки организовать предприятия по производству религиозно дозволенной «халяльной» продукции. Открывались цеха по переработке мяса и производству колбасной продукции «Халяль» в Московской области, в Татарстане. Однако серийное производство не развивалось по нескольким причинам: - отсутствовали стандарты «халяльных» продуктов; - недостаточный уровень религиозных знаний у мусульман; - неразвитость торговой сети «халяль»; - из-за малых объемов потребления производители не получали необходимой прибыли и теряли интерес производству. Cоздание местных религиозных организаций, массовое приобщение мусульман к знаниям, развитие СМИ повлекло увеличение спроса населения на продукты «Халяль». «Спрос рождает предложение» и производители колбасных изделий стали использовать в торговых марках названия типа «мусульманский», «татарский», «халяль», дополняя их изображениями мечетей, полумесяцев, порой, не заботясь о содержимом производимых колбас. Информация о сомнительном происхождении продукции распространялась среди мусульман. В 2003 году централизованная религиозная организация мусульман «Совет муфтиев России», приняла решение создать подразделение, которое будет заниматься разработкой нормативной документации, контролем над производством и торговлей продукцией «Халяль». Совет муфтиев России в 2003 году разработал стандарт объединения: «Положение о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам — «Халяль» ППТ-СМР (издание 2-е), введено в действие 29 декабря 2004 года, в нем изложены основные требования при производстве продукции «Халяль»: Чтобы продукты соответствовали стандарту «Халяль» необходимо, чтобы он: - не содержал чего-либо, что считается запретным («Харам») по исламскому закону; - не был приготовлен, переработан, перевезен или хранился с использованием каких-либо средств или приспособлений, которые не очищены от чего-либо «Харам»; - пищевые продукты «Халяль» могут готовиться, перерабатываться и храниться в специально отведенных помещениях или на других технологических линиях при условии, что принимаются необходимые меры для предотвращения контакта между продуктами «Халяль» и «Харам»; - при применении средств, которые ранее использовались для «нехаляльных» пищевых продуктов, эти средства должны надлежащим образом пройти процедуру очистки. Последние три пункта перечисленного обычно не воспринимаются некоторыми мусульманами, так как они не могут себе представить, что от «нечистого» можно вычистить поверхности столов, внутренние, скрытые полости агрегатов, инструменты и т.д., многие не знают обычно применяемых на промышленных предприятиях мясоперерабатывающих отраслей специальных средств и способов очистки. В дополнительных инструкциях вводятся требования производить «Халяль» только в первую, утреннюю смену, на чистом оборудовании, которое перед началом работ должен проверить мусульманин-эксперт органа по сертификации стандарта «Халяль». Убой разрешенных животных, обитающих на суше, должен осуществляться с соблюдением нижеследующих правил: -лицо, производящее убой животного, или руководящее процессом убоя, должно быть совершеннолетним, находящимся в здравом рассудке, мусульманином, знающим процедуру убоя, независимо от национальности; -животное, подлежащее убою, должно быть живым или считаться живым в момент убоя; -животное должно быть здоровым и не быть зараженным чем-либо, могущим нанести вред здоровью людей, употребляющих его в пищу; -непосредственно перед убоем животного или одновременно с перерезанием основных шейных артерий должна быть произнесена фраза «Бисмилля. Аллаху акбар», - молитвенная форма с чистосердечным намерением убоя живой твари с разрешения Всевышнего, поэтому использование магнитофонных или иных звуковоспроизводящих устройств и аппаратуры (ввиду невозможности намерения) не допускается; -инструмент убоя должен быть острым и не должен отрываться от тела животного во время акта убоя; -при акте убоя должны быть перерезаны трахея, пищевод и основные артерии и вены в области шеи; -разделывание туши разрешается после того, как вытечет основная часть крови; -не допускается оглушение животного перед забоем с помощью молота, топора, удара в жизненно важные органы тела и т.п.; -не допускается затачивание инструментов для убоя в присутствии животного; -запрещается резать одно животное в присутствии другого. Внедрением стандарта была сделана попытка совместить требования исламской традиции и нормативных документов. Удалось выполнить одно из главных условий достоверности в исламском праве, это свидетельство мусульманина, ответственного перед Богом и перед единоверцами. Такого мусульманина обычно рекомендует местная религиозная организация, он получает доверенность от руководителя религиозной организации контролировать процесс производства и свидетельствовать (сертифицировать) соответствие продукции стандарту «Халяль». Это был первый опыт. Сейчас готовится новая, уточненная редакция стандарта, так как за прошедшее время накопился достаточный опыт, в России сформировалась индустрия «халяльных» продуктов и требуется сертификация новых направлений продукции. В связи с расширением индустрии «халяль» по номенклатуре и по географии, организацией сертификации в регионах в 2007 году был создан Центр стандартизации и сертификации Совета муфтиев России как исполнительный орган Системы добровольной сертификации «Халяль» и для координации деятельности региональных органов, разработки нормативных документов. А.Г. Газизов, генеральный директор международного Центра стандартизации и сертификации Совета муфтиев России Ж.Х. Азизбаев, директор отдела развития стандартов «Халяль»
|
|
|
|